Алексей ПРИГАРИН
Коммунист не может быть антисемитом, антисемит - коммунистом
Еврейский вопрос... 70 лет назад великие оптимисты Ильф и Петров создали одну из своих коронных фраз. В России, заявили они устами одного из персонажей "евреи есть, а вопроса нету".
В последующие десятилетия евреев в стране становилось всё меньше и меньше - кто сгорел в огне Великой Отечественной, кто навсегда покинул Родину, кто полностью ассимилировался. Но "проклятый" вопрос, то выдвигаясь на первый план, то отходя на задний, возникает снова и снова. Если дело пойдёт так и дальше, то ещё через 70 лет придётся констатировать - "евреев нету, а вопрос есть".
Сегодняшний антисемитизм выступает в трёх видах.
Первый из них я называю "чёрным". Это антисемитизм монархистов, "Памяти", "Чёрной сотни" и т. п. Их лозунг "пора гнать всех жидов из России". Они убеждены: не только Великая Октябрьская, но и первая Русская революция 1905 года дело рук жидомасонов. Образец шизофрении: "Сталин - еврей".
Второй вид - антисемитизм "коричневый". Фашисты и национал-социалисты Баркашова, Лысенко, все те, кто ориентируется на "Майн кампф" и разные варианты свастики. Молодые идиоты вскидывают руки и орут: "Каждому жиду по фонарному столбу!"
Третий вид - антисемитизм "серый", а точнее, серо-буро-малиновый. Это ползучее, неярко выраженное течение, которое, как правило, не использует прямые оскорбления или требования депортации евреев. Именно его влиянию подвержена часть левой оппозиции.
В этом варианте широко используются термины "сионизм" и "сионист", понимаемые как угодно широко. Сегодня в них вкладывают (каждый кто как хочет) по меньшей мере четыре разных смысла. Во-первых, в узком, классическом смысле сионист это сторонник переселения всех евреев в Израиль. Во-вторых, это еврейский националист, считающий, независимо от того , где он живёт, что евреи - богоизбранная нация, превосходящая все другие народы. В-третьих - сторонник или представитель некоего мирового еврейского правительства, стремящегося установить власть над всем человечеством. И наконец, в-четвёртых, - и это самое простое, - сионист это каждый еврей, а значит любой еврей - сионист. Такое многообразие и позволяет при желании в одном и том же монологе смешивать эти сюжеты и явно антиеврейские призывы называть борьбой с сионизмом.
Примеров антисемитизма такого рода можно привести сколь угодно много из выступлений некоторых оппозиционных лидеров на митингах и других массовых мероприятиях. А вот образец теоретического подхода: "В результате Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны сионизм достиг решения основных своих задач...", к этому моменту "доминирующие позиции в государственной власти обеспечил себе сионизм". Это выдержки из труда "О государственности" доктора наук А. Шабанова, который до недавнего времени возглавлял идеологическую работу в КПРФ, а сейчас стал заместителем О. Шенина в Совете СКП-КПСС. Разве это не та же позиция черносотенцев, лишь слегка завуалированная.
Конечно, активность евреев среди "новых русских", очевидна. Но вспомните афоризм М. Горького: "Если украл русский, говорят - украл вор. Если украл еврей, говорят - украл еврей". Действительно, чем Ельцин, Черномырдин, Дубинин и Потанин лучше Березовского, Гусинского, Немцова и Ясина?
Коммунистическая идеология по своей сущности отвергает любой вид шовинизма. Она несовместима с ущемлением прав и достоинств, как и с возвеличиванием любой национальности. Отношение коммунистов к антисемитизму всегда было однозначно. Ленин говорил об антисемитах с презрением. А вот слова (не вздрагивайте!) Сталина (1931 год): "Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма". (Не отношу себя к беспредельным поклонникам Сталина. Однако справедливости ради замечу, что вопреки расхожему мнению он антисемитом не был. Сталин был жёстким прагматиком и безжалостно решал те задачи, которые ставил перед собой. С русскими - Бухариным, Рыковым и Томским он боролся теми же методами, что и с евреями - Троцким, Зиновьевым и Каменевым. Сфабрикованные после войны "Ленинградское дело" и "дело врачей" похожи как две капли воды).
Собственно говоря, то, что сказал Сталин, - азбучная истина. Действительно, кому оказались выгодны и кому невыгодны "антижидовские" выступления Макашова? Они послужили толчком к усилению антисемитских настроений среди мелкобуржуазных и деклассированных слоев. Они способствовали подмене классовых, социальных целей в той борьбе, которую ведет левая оппозиция, - целями якобы национальными.
Они нанесли ущерб авторитету коммунистов и прежде всего КПРФ в глазах сознательных рабочих и интеллигентов, позволили нашим политическим оппонентам снова навесить на нас ярлык "красно-коричневых", ставить на одну доску с национал-социалистами и фашистами. Разумеется, антикоммунисты всех мастей постарались выжать из высказываний Макашова все возможное и невозможное. Черносотенцы объявили генерала "национальным героем". Либералы два месяца раздувают "чуть затаившийся пожар", пытаясь заодно выдать взгляды Макашова за позицию всех коммунистов.
Коммунист не может быть антисемитом, а антисемит коммунистом. Однако это верно для коммунистов по убеждению, сознательно ставших сторонниками этой идеологии. Действительность же такова, что в коммунистическое движение сегодня влилась значительная масса "стихийных" коммунистов, недостаточно подготовленных и несущих в себе национальные (а также религиозные) предрассудки отсталых слоёв народа.
Но что же вы, господа, молчите об антисемитах из других партий? Вот, к примеру, еще весной, 8-го апреля, Жириновский провел специальную пресс-конференцию на тему "ЛДПР и евреи", на которой недвусмысленного заявил, "что если евреев в какой-нибудь стране становится слишком много, то там начинается война", что "руководители сионистского толка" развязали первую мировую войну и привели к власти Гитлера. И там же откровенно посетовал, что в СССР в отношении евреев не было никаких ограничений на занятие должностей. Почему же тогда Гайдар и прочие не потребовали запрещения ЛДПР и предания Жириновского суду? Ведь это заявил не рядовой функционер, а лидер второй по величине фракции в парламенте, и не "одноразовый", как Макашов, а "постоянно действующий" кандидат в президенты России. Даже из одного этого случая видно, что антикоммунисты в деле Макашова решают чисто политическую задачу.
Но и коммунистам необходимо сделать соответствующие выводы. Мы постоянно находимся под политическим прицелом. Мы не должны своими словами или действиями отходить от нашей идеологии и давать возможность нашим противникам бросать на нас тень.
Конечно, антисемитизм нельзя рассматривать изолированно. Это лишь одна проблема из массы межнациональных противоречий, бурно развившихся за последнее десятилетие, подобно чахотке и другим задавленным было болезням, бациллы которых не давали о себе знать, пока не сложились для них благоприятные условия.
Нельзя не видеть и существование "русского вопроса". Русские унижены как никогда - со времен татаро-монгольского ига. Унижены тем, что потеряли великую страну и оказались разделенным народом; тем, что оказались бессильными защитить наших соотечественников, которые стали неполноценными гражданами в недавних союзных республиках; тем, что в глазах мира стали народом - попрошайкой, который не в силах себя прокормить; тем, в конце концов, что превратились в вымирающий народ. Совершенно очевидно, что все это создает условия для вспышки русского национализма. И уже общим местом стала аналогия между ситуацией в сегодняшней России и в Веймарской Германии 20-х годов.
Но может ли национализм спасти Россию? Какими бы помыслами ни руководствовались наши суперпатриоты - корыстными, либо духовными, низменными либо возвышенными, - эта дорога ведет в ад. Более того, именно тем, кто сегодня величает себя державниками, следует предъявить счет за прошлое. Именно они в неформальном союзе с либералами - западниками все годы перестройки внушали народу, что Россия это содержит остальные республики Союза. Это они проголосовали в июне 1990 года, за независимость России, что стало отправной юридической точкой для ново-огаревского процесса и беловежского сговора. Это их требование о выделении Русской республики в составе РФ служит пороховой бочкой под единством сегодняшней России.
Великолепно сказал пламенный Проханов в одной из своих последних передовиц: "Граница между людьми не проходит по линии "русский и еврей", "чуваш и татарин". А по линии "вор и обобранный", "лжец и оболганный", "предатель и сын Отечества". Воистину так! Только вот заканчивает он словами - "Расчистим место для строительства Русского Дома". Но ведь не только Дзасохов, Аушев и Шаймиев, - тысячи простых людей: татар, осетин, ингушей, башкир, якутов помогать в строительстве такого дома не будут. Скорее уж помогут евреи - как более ассимилированные в русскую культуру...
Сегодня все народы России, и более того - Советского Союза стоят перед альтернативой. Либо каждая нация и каждая национальность сама по себе, провозглашая свою исключительность и неповторимость, рассматривая других как конкурентов, будет пытаться выбраться из исторического водоворота, либо все мы вспомним, что являемся отдельными частями, но единого целого, которое еще недавно называлось советским народом, но и сегодня остается в глазах миллионов не только воспоминанием - живой реальностью. А значит, спасение в дружбе народов. Следовательно, сегодня нет большего патриотизма, чем патриотизм интернационалистов.
© Российская коммунистическая партия - КПСС, 2003-2004. Все права защищены.